ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА

В первый период развития авиации летчики осматривали перед полетом только мотор, винт и крылья. Но с появлением современ­ного самолета и его мощных моторов, сконструированных с расче­том обеспечения наибольшей надежности, потребовалось большое количество различных вспомогательных приборов. Все, что вы должны были делать для запуска мотора на первых самолетах, это крутить винт собственными руками с риском подвернуться под удар лопасти винта.

В настоящее время существует несколько способов облегченного запуска авиамоторов. Одним из наиболее легких и наиболее эффек­тивных способов является применение инерционного стартера, осно­ванного на принципе вращения махового колеса.

Рис. 347. Когда маховое колесо весом 1,7 кг вращается с боль­шой скоростью (положим, 12 000 об/мин), оно приобретает огромное количество энергии, которая может принять особо ощутимую форму при наличии внешней силы, направленной в сторону, противопо­ложную вращению колеса. Переверните велосипед вверх колесами и начните вертеть педали рукой до тех пор, пока заднее колесо не начнет вращаться с большой скоростью; затем попытайтесь остановить колесо, и вы поймете, какая сила здесь заключена. На этом простом принципе и основана конструкция инерцион­ного стартера.

Рис. 348. Маховое колесо А приводится во вращение либо электричеством, либо вручную посредством заводной рукоятки с большим передаточным числом (см. рисунок).

Подпись:Подпись:Подпись:ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТАПри каждом повороте завод­ной рукоятки колесо делает 153 за; оборота. Когда скорость враще­ния заводной рукоятки дохо­дит до 80 об/мин, маховое коле­со будет делать 12 000 об/мин. В этот момент включают сцепле­ние. Сцепление соединяет ось махового колеса с валом мотора, причем вся энергия, накоплен — „ ная маховым колесом, поглотит-

348- Подпись: иЗклипса-ручной j ipL инери,ионнЬій л стартерОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТАПодпись: *гРукоятка - оля враш,е-ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТАся сопротивлением мотора пос­ле того, как коленчатый вал последнего сделает около 5 обо­ротов при нормальной темпера­туре.

Подпись: Основной тип, к которому лрисо- L. д __ единяются другие JH Чтобы предотвратить пов­реждение мотора при запуске в очень холодную погоду, сцеп — Рис- ление регулируется так, чтобы от

349- махового колеса на коленчатый вал мотора передавался момент, не превышающий 90 кгм. Такова» например, норма мотора Райт «Циклон». Дело заключается в сле­дующем: если мотор охладился настолько, что масло в подшипни­ках значительно сгустилось, то потребуется большая сила для вра­щения коленчатого вала, а это может привести к повреждениям. Вследствие же установки сцепления на передачу такой силы, сце­пление начнет скользить, как только сопротивление мотора превы­сит 90 кгм, и возможность поломки мотора устраняется. Когда маховое колесо приводится в движение не вручную, а с по­мощью электромотора, требуется около 5,5 секунды для получе­ния нормального числа оборотов (12 000 в минуту). Исходя из практических соображений, электромотору дается время до 10 се­кунд для придания нужной скорости маховому колесу перед вклю-

чением сцепления маховика с валом мотора.

Подпись: Пусковое релэ-соленоид Подпись: Комбинированной инерционнЬш стартер «вклипсПодпись: Ї Типичная однопроводная [с эазем- I і пением) схема для комбиниро- у. ‘ ванного инерционного стартераОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТАРис. 349. Этот рисунок изо­бражает простейший тип руч­ного инерционного стартера «Эклипс», в котором вращение махового колеса производится только рукояткой, вращаемой вручную. Для получения нуж­ной скорости вращения махо­вого колеса необходимо боль-

Риг

ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТАПодпись: ^Ручной инерционной стартер д= с болЬтоповОшающим магнетоШОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТАшое передаточное число между зьо! рукояткой и колесом, а инер­ция массы махового колеса требует приложения на ру­коятку значительной физиче­ской силы.

Рис. 350. На этом рисунке показан комбинированный руч­ной и электрический стартер.

Подпись: '' Механизм наземного стартера "Эллипс* ^ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТАЭтот комбинированный стар — p»ch тер работает по принципу, ука — 352- занному на рис. 348.

Подпись: зДЦ. Ручной ЩЩг стартер ^ с передачейОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТАПодпись:ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТАДля легкости прохождения электрического тока требует­ся толстый провод от аккуму­лятора к электрическому стар­теру, так как в момент за­пуска стартера электромотор 3*3; расходует ток большой силы.

Электрический выключатель, приводимый в действие вруч­ную, механически связан с сцеплением стартера. Поэтому, если мы запустим стартер на­жимом на выключатель и дадим рИе. ему проработать около 10 се — 354‘ кунд, то отпуском выключателя сможем включить сцепление, так как маховое колесо за это время достигнет нужного числа оборо­тов в минуту. Для иллюстрации работы этого типа стартера положим,

что при нормальных усло­виях мотор Райт «Циклон» требует для своего вращения со скоростью, достаточной для запуска, момента в 40 кгм. Ток, расходуемый рис. электромотором, имеет около 300 ампер при напряжении 7,5 вольта. В момент сцеп­ления стартера с коленчатым валом мотора скорость вра­щения сцепного устройства около 31 об/мин. Эта ско­рость быстро уменьшается после сцепления вследствие быстрого поглощения энергии махового колеса сопротивле­нием мотора. Всякий раз, когда требуется запустить мотор при низ­ких температурах, вызывающих сгущение масла в моторе, рекомен­дуется или нагреть масло или прогреть снаружи горячим воздухом весь мотор, предварительно прикрыв его специальным чехлом.

ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТАРис. 351. Общий принцип действия этого типа инерционного стартера такой же, как и в описанных выше стартерах, за исклю­чением того, что здесь добавляется пусковое магнето для более силь­ного искрообразования свечей в момент сцепления стартера с ко­ленчатым валом мотора.

Рис. 352. Отклонение от указанных принципов запуска мото­ров наблюдается при непосредственном запуске, когда электро-
мотор приводит во вращение не маховое колесо, а вращает через редуктор коленчатый вал мотора. В этом случае вал электромо­тора делает 90,4 оборота на один оборот коленчатого вала мотора самолета.

Рис. 353. Если самолет останавливается через регулярные про­межутки времени в аэропортах, как это бывает с пассажирскими самолетами, курсирующими по расписанию, то вместо аккумулятора, установленного на самолете, применяется посторонний источник элек­троэнергии для привода махового колеса инерционного стартера.

Рис. 354. Принцип работы стартера этого типа тождественен со стартером, указанным на рис. 352, за исключением того, что сила, необходимая для вращения вала мотора при пуске, получается не посредством электромотора, а посредством обычной заводной ру­коятки. Передаточное число равно приближенно 19 : 1; это озна­чает, что на каждые 19 оборотов заводной рукоятки коленчатый вал мотора делает один оборот. Требуется поэтому 80 оборотов заводной рукоятки в минуту, чтобы коленчатый вал мотора сделал около 4 об/мин.

Рис. 355. На больших транспортных самолетах, имеющих больше одного мотора, моторы должны быть синхронизированы, чтобы устра­нить вибрацию конструкции самолета, а также нежелательные для пассажиров гудение и шумы. Когда два или более моторов синхро­низированы, вспышки в цилиндрах этих моторов происходят одно­временно, так, как если бы зажигание производилось одной систе­мой на двух моторах. В случае если самолет оборудован более чем двумя моторами, синхронизирование производится последовательно (один мотор за другим), причем один мотор берется за основной.

В правом углу рисунка показан принцип синхронизации. Если вы сядете на качели и их станут толкать вперед и назад, качели будут раскачиваться. Если же ваши друзья толкнут вас в одно и то же время и с одинаковой силой, но в разные стороны, качели остано­вятся. Подобное явление наблюдается у моторов: когда они синхрони­зированы, рабочий ход у них одновременный, и пассажиры чув­ствуют себя хорошо. Для этой цели в США применяется синхроскоп «Эклипс», простой электрический прибор, предназначенный для про­верки синхронизации. Он указывает, синхронизированы ли магнето двух моторов для одновременной вспышки в соответствующих двух цилиндрах. На рисунке дана схема соединений прибора, т. е. связь между синхроскопом, выключателями, магнето и т. д. Когда выклю­чатель синхроскопа включен и стрелка качается в разные стороны,

это указывает, что моторы не синхронизированы. При отрегулирова- нии моторов дросселем стрелка сама занимает свое нормальное поло­жение на шкале; это указывает на то, что оба магнето дают одновре­менно искры в соответствующие цилиндры. Посмотрите на рисунок справа, и вы поймете сравнение между раскачиванием качелей и описанным способом синхронизации.

Рис. 356. Мы многое говорим о моторе или моторах совре­менных самолетов, но имеются и другие приборы, заслуживающие вашего внимания, так как они оказывают прямое или косвенное влияние на скорость полета, точно так же как и на его безопасность. Воздушная помпа, например, создает вакуум, необходимый для работы указателя поворота, гирополукомпаса Сперри и искусствен­ного горизонта. Она помогает также работе автопилота Сперри и работе других приборов. Когда в одной части воздушной помпы происходит всасывание, в другой части помпы воздух нагнетается под давлением; воздух этот необходим для работы предохранителя от обледенения.

Рис. 357. Обязанности этой помпы заключаются в подаче масла под давлением около 4,2 атмосферы. Это то самое масло, которое поступает в поршни сервомоторов автоматического пилота. Помпа поддерживает также давление масла, необходимое для убирающе­гося шасси и управления закрылками самолетов.

Описанные здесь приборы — это только часть сложного обору­дования современного самолета. Хотя они сделаны из стали или других металлов и кажутся безжизненными, они выполняют нема­лую работу, при условии, что их обеспечивают таким же хорошим уходом, как и другие механизмы самолета.